Северотушинская вишенка Б-396

Привет, Человече!
Сегодня не все знают, что в Москве есть настоящая подводная лодка. Вернее знают не только лишь все, мало кто знает это. Мы полагаем, что эта подлодка — вишенка на благоустроенном районе Северное Тушино.

 

podvodnaya-lodka-v-tushino-02

 

Большая дизельная подводная лодка Б-396 была зачата в 1979 году в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово». А уже в 1980 году, переливаясь всеми оттенками чёрного, начала нести службу в Северном Флоте и ушла бороздить просторы морей и океанов. За годы службы она побывала в Атлантическом океане, Средиземном море, у западного побережья Африки, охраняла границы в районе Баренцева и Норвежского морей и однажды даже сплавала к Кубе. Будучи в северных морях, участвовала в операции по поиску НАТОвских подлодок. Нашла или нет, мы никогда не узнаем, ибо всё засекречено.

В 1983 году наша подлодка была признана образцово-показательной и получила имя “Новосибирский комсомолец”. Имя досталось по наследству от другой лодки-малютки, ещё более образцово-показательной и рождённой на том же заводе «Красное Сормово» в 1942 году и поступившей на службу в Северный Флот в 1943-м.

 

podvodnaya-lodka-v-tushino-08

 

В свою очередь, малютка получила своё имя благодаря комсомольцам и молодёжи Новосибирской области, которые собрали деньги на её строительство. Ни много, ни мало 6 653 367 рублей. Эта малютка отличилась во время Великой Отечественной, топя вражин направо и налево.

Судьба этих двух “Новосибирских комсомольцев” тоже преемственна. После списания из флота малютку превратили в объект для тренировок водолазов по спасательной работе с аварийными подлодками. С 1956 года она лежит на грунте в Балаклавской бухте на глубине 94 метра. А из нашей подлодки сделали музей.

 

podvodnaya-lodka-v-tushino-35

 

В 1998 году наша подлодка отмотала положенные сроком службы 18 лет, была списана и выведена из состава ВМФ России. До 2000 года сиротинушкой простояла в родном порту приписки в городе Полярный, пока её не задумали распилить на металлолом. Но подводники прознали об этом и попросили Лужкова спасти лодку. Лужков спас и повелел сделать из неё музей для москвичей и гостей столицы. Лодку переместили в Северодвинск и до 2004 года переделывали в музей. Потом её привезли в Москву и в 2006 году он открыла свои люки для посетителей.

Музей получился уникальным, ибо это единственная подлодка в мире, переоборудованная для удобства людей. Во всех остальных музеях перемещаться по подлодке можно только через люки, как заправские подводники. В нашей же были пропилены проёмы, расширены проходы за счёт чего инвалиды на колясках могут спокойно перемещаться в подлодке, а остальные — не толпиться. С одной стороны, потеря аутентичности, с другой, не всем удобно лазить через люки.

Подлодка состоит из 7-ми отсеков.

 

[metaslider id=4680]

Первый отсек — торпедный. Здесь можно посмотреть на торпеды и торпедные аппараты. Кстати, на нашей подлодке из 24 торпед 4 были ядерные. Так, на всякий пожарный. Через торпедные аппараты можно было не только разить противников, но и эвакуироваться, в случае аварии. 40-ка килограммовый спасательный гидрокомбинезон позволял находиться на глубине до 100 метров порядка 3-4 часов. Сколько было таких комбинезонов на 78 членов экипажа мы не знаем.

 

 

[metaslider id=4688]

Второй отсек — жилой, офицерский, аккумуляторный. Тут находятся одноместные каюты командира, старпома и лекаря, только они имели привилегию проживать в одноместных каютах (с магнитофонами). Кают-компания в случае необходимости лёгким движением руки превращалась в операционную, по этому поводу на столом висят хирургические лампы. Несколько лет назад экспозиция была другой и кают-компанию населяли различные манекены, прилежно читающие и всячески развлекающие себя.

 

 

[metaslider id=4698]

Третий отсек — центральный пост управления. Здесь находится всё самое важно и красивое, включая камбуз. Когда-то можно было пролезть на верхнюю палубу через кишку и посмотреть в перископ на Речной вокзал. Но проход закрыли, потому что благодарные посетители постоянно ломали вожделенный перископ.

 

 

[metaslider id=4708]

Четвертый отсек — жилой, аккумуляторный. Этот зал полностью переоборудовали под Музей истории развития дизельных подводных лодок. Тут есть макет подводной лодки проекта 641Б, к которой относится и наша, в масштабе 1:40, а так же предшественницы-малютки.

 

 

[metaslider id=4714]

Пятый отсек — дизельный. Филиал ада. Дизелями пользовались только для надводного хода и они адски нагревали всё, что могли. В тёплых широтах вентиляторы и кондёры не помогали и температура воздуха повышалась до 50-60°C. Вместо 4-х часовой смены, мотористы работали по 15-20 минут, постоянно сменяя друг друга.

 

 

[metaslider id=4719]

Шестой отсек — электромоторный. Помимо моторов, здесь находится гальюн и душ для рядового состава. У офицерского состава есть собственные гальюн и душ во втором отсеке (и магнитофоны). Душем пользовались по субботам по расписанию. На водные процедуры каждому отводилось по 15 минут. Вода в душе была солёная из-за борта. Советские химики позаботились о подводниках и создали для них специальное мыло для мытья в солёной воде, так что все были чистенькие и, возможно, солёные. После банных процедур морякам выдавали по комплекту одноразового постельного и исподнего белья. После использования такое бельё собирали в пакеты и выбрасывали за борт через специальный люк. В солёной воде всё это хлопчатобумажное хозяйство радостно растворялось, не нанося вреда окружающей среде.

 

 

[metaslider id=4722]

Седьмой отсек — кормовой, жилой. Здесь располагался кормовой аварийный люк и спали те, кто не влез в 4-й отсек.

В этом году помимо подлодки было построено здание Музея Военно-морского флота, открылся памятник адмиралу Ушакову, плюс на территории можно посмотреть на площадку боевой техники, экраноплан «Орленок» и катер на воздушной подушке «Скат».

 

[metaslider id=4725]

Всё это находится в парке “Северное Тушино”.
Работает каждый день, кроме понедельника с 11:00 до 19:00, а в четверг с 13:00 до 21:00.
Вход для взрослых — 250 рублей без экскурсии, цены с экскурсиями и билеты для льготников можно посмотреть тут.
Бесплатный вход — каждое третье воскресенье месяца.